ВОДНЫЙ КЕНТАВР. Глава 4.

Парень не спеша, пошел вниз.  Остаток дня он решил посвятить просмотру оставшихся ступеней каскада и подготовке к ночлегу.  О том, чтобы на каяке догнать ребят не могло быть и речи.  Катамаран, как большое проходимое судно, требует гораздо меньшей подготовки для прохождения сложных участков, и отдыхать на нем в движении по плесам гораздо удобнее.  

Каякер пересек небольшое ущелье, где пробегал ручей – приток реки, как следует,  напился чистой воды и начал подъем к скалам, окаймлявшим нижние ступени каскада.  Потратив на это около часа, он, наконец, оказался над третей ступенью.  Двигаясь по воде, на преодоление этого расстояния ушло бы минут пять, не больше.  Так быстры  горные реки и так не прост путь по скалам.  Сев на край обрыва и достав из маленькой гермоупаковки  сигарету, он с наслаждением закурил.  Курил он редко, в основном вечером у костра или когда надо было над чем-то очень серьезно подумать.  А поломать голову было о  чём.  Третья и четвертая ступень шли почти подряд.  И не представляли такой сложности, как две первые.  Нужно было просто спрыгнуть, а потом устоять.  И так два раза. Но между ступенями был поворот реки почти под прямым углом.  Течение на скорости образовывало мощный трек, где наружная сторона радиуса была значительно выше внутренней.  Река шла по кругу и вся масса воды, подчиняясь центробежной силе, стремилась пройти этот трек по возможно большему радиусу.  Она будто вдавливалась в наружную скалу, образуя полукруг.  Это называется «прижим».  Такие места проходятся бортом к струе и спиной к прижиму.  Нос лодки направляется в сторону воображаемого центра круга и при активной гребле есть шанс уйти от встречи со скалой, которая, как скорлупу, раздавит  лодку и человека.  Главная задача пересилить желание реки выкинуть вас на внешний радиус трека.

Если подходить к прижиму не спеша, то можно спокойно  работать на внутреннем радиусе, там скорость гораздо меньше.  Но, совсем неизвестно, в какой части порога  окажешься после прыжка с падуна.

Пороги бывают простыми, но опасными, или наоборот, сложными, но безопасными.  Все зависит от того, что дальше, за препятствием.  Если, к примеру, вы проходите очень сложный порог, но за ним ровный плес или, как часто бывает на таежных реках, небольшое озеро, почти без течения, то этот порог смело можно назвать безопасным.  Ведь в случае аварии человека выносит на участок воды, где его не спеша и без помех могут подобрать товарищи, либо он сам доберется до берега.

Третья же ступень каскада была относительно несложной, но опасной.  Даже если бы он проходил ее с группой, все равно между порогом и прижимом негде было организовать страховку.  Две ступени и прижим между ними нужно было идти разом.

  Походив вдоль порогов прикидывая линию движения, наш каякер отметил еще одну сложность.  Прижим не имел отбойного вала, и на вопрос, куда уходит вода, упираясь на внешнем радиусе в скалу, ответ был один – она уходит в «карман».  «Карман», это, наверное, самое опасное место (если не считать лесной завал, перегораживающий реку), которое может ожидать вас при сплаве.  Представьте, что река тысячелетиями течет по этому каньону и протачивает его глубже и глубже, но также она и расширяет его.  Что же делает вода на повороте?  Она вымывает породу из стены наружного радиуса, таким образом, как бы подрезая ее снизу.  Часто, когда, идешь по реке в малую воду, карманы обнажаются и на поворотах очень хорошо видны эти продольные пещерки, которые проточило течение.  А в высокую воду по ним бежит вода.  Река, упираясь в стену, уходит в нижние полости – «карманы» и поэтому не образуется отбойного вала.  Человек, попадая в «карман» очень рискует, так как струя тянет его вниз, и это единственный путь к спасению, а спасжилет  упрямо прижимает его вверх к потолку подводной ниши.  Вот на этот случай и носил наш каякер на спасжилете стропорез.

Насмотревшись вдоволь на грохочущее безумство реки, наш парень побрел назад к каяку.  По пути он пытался найти какие-нибудь ягоды. «Посидеть на диете» каякер не боялся.  На преодоление голода у него было дней двадцать.  За это время он успеет  добраться до первых людей. Главное - было дойти.

Солнце клонилось к закату, когда он вернулся к каяку.  Несмотря на жаркие солнечные дни, ночи на Тянь-Шане очень холодные, что характерно для  резко- континентального климата. И если утром, проснувшись, вы обнаружили в котелке вместо чая лед, не удивляйтесь, это нормально.  Наш парень был не новичок.  Он знал, что ночевка без палатки и спального мешка будет не сахар, и решил, как следует подготовиться.  В скором времени на плоской площадке была сложена огромная куча хвороста, которую при экономном использовании, можно было растянуть до утра.  Ночи стояли не только холодные, но и темные.  За дровами без фонаря не набегаешься.  Все нужно было приготовить с вечера.  

Категория блога: