Якутские тропы. Путевые заметки о пеше-водном походе.

  ГЛАВА 1.                                Древний биплан Ан—2 летел над горящей тайгой. Повсюду, куда только мог обратиться взгляд, было серое марево дыма, отрывавшегося от языков пламени внизу и поднимавшегося  вверх к   самолету. Глядя вокруг, можно было подумать, что это горит весь окружающий мир и никогда не будет конца  обширному лесному пожару.  Полеты давно уже были запрещены по причине сильной задымленности и, следственно, отсутствия нормальной  видимости, но там, где царствует его величество доллар,  снимаются многие проблемы.    После длинных переговоров маленький местечковый аэропорт выпустил самолет, и вот теперь группа путешественников нервно поглядывала в иллюминаторы.

   Группа,  это четыре американских туриста - экстремала, прилетевших в Россию за новыми острыми ощущениями, и их русский гид - проводник   Андрей.

   Самолет летел в дыму, и как казалось, нервно подрагивал крыльями; только одному Богу было известно, как летчики находили дорогу в этом сером мареве. Неожиданно пилот заложил крен на правое крыло и, резко изменив курс, пошел на разворот.  Перед глазами изумленных пассажиров мелькнул кусок горной стены.   Видимо летчики  заметили ее в последний момент.  Четырехкрылая птица сделала круг, стараясь набрать высоту, и снова приблизилась к горному склону, но опять оказалась ниже перевала, теперь уже  открытого  для глаз порывом ветра, отодвинувшего дымную завесу.  Еще два круга понадобилось прекрасному, но древнему детищу советского авиастроения, чтобы набрать нужную высоту.   Самолет был явно перегружен.

 Тайга горела давно, и небольшой воздушный флот маленького аэропорта длительное время находился в плену земли.  А между тем, там, за Верхоянским хребтом, геологи сидели без необходимой аппаратуры. Было решено, раз уж этот рискованный полет состоится, пусть он пройдет с максимальной пользой для дела. В результате все свободное место было забито ящиками с геологическим оборудованием и коробками с продуктами для тех же геологов.

   И вот отяжелевший, но ведомый опытной рукой местного аса биплан, чуть ли не касаясь колесами земли и натужно ревя,  ринулся в узкий коридор седловины перевала и, перескочив  через хребет, резко пошел вниз над более мелкими горными отрогами.  Дыма за хребтом не было, пожары остались позади, и через полчаса самолет совершил посадку на симпатичной зеленой лужайке,  предварительно сделав два круга у самой земли, чтобы разогнать небольшое стадо коров, мирно щипавших травку на взлетном поле. Это была маленькая деревушка, со всех сторон окруженная тайгой. Здесь и располагалась база головного отряда геологов.

   Закинув за плечи свои совсем не легкие рюкзаки,  путники направились в деревню. Предстояло найти вездеход, который доставил бы их к подножью одного из отрогов Верхоянского хребта, откуда, собственно, и начиналась активная часть маршрута.

   Оставив не говорящих по-русски клиентов на крыльце местного магазинчика, Андрей отправился искать «нужных людей». Собственно схема с арендой такого транспорта в тайге была проста, как мир. Лишь бы он был, этот вездеход, а уж дальше дело техники. В кармане у опытного гида-проводника лежала литровая фляга со спиртом - это главная валюта и самый весомый аргумент для любого механика - водителя. Из-за трудностей по доставке товара в деревенском сельпо на полках валялись только прошлогодние консервы. Здесь и в лучшие времена,  скорее всего, начальником геологической партии был объявлен сухой закон. Поэтому, хлопнув по пол кружки и поговорив с механиками  «за жизнь»,   Андрей был уже лучшим другом геологов, а фляжка перекочевала в кабину вездехода.  С друзей денег, как известно, не берут, и геологи отказались от предложенных купюр, но вежливо намекнули, что совсем бы не помешала «в длинной дороге» еще одна бутылочка спиртного. Андрей пообещал еще пол-литра коньяка из личных запасов и, хлопнув «на дорожку» еще по сто грамм, они, грохоча гусеницами, в облаке пыли промчались по главной деревенской улице.  Подобрав американцев, тяжелая машина выехала из деревни и свернула в сторону тайги.

   Дорога, если ее можно было назвать дорогой, шла то по лесу, то через луга. Навстречу им попались три местных мужика на лошадях. Все они были в накомарниках. Андрей мысленно ухмыльнулся.  Клиенты платили за экстрим в «диких джунглях Якутии», и он рассчитывал предоставить им этого добра сполна. Сбавляя ход в лесу, по лугам вездеход летел как птица, точнее это были не луга, а болотца, где провалиться можно было не больше, чем по колено. Глубже лежала ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА. Здесь вездеход чувствовал себя, как «Мерседес» на автобане. Форсируя сходу небольшие речки, водитель иногда пропускал волну через капот, и Андрей, усевшийся в самом экзотическом месте, умудрился промочить ботинки. Он не полез в душный кузов, а устроился на крыше кабины, поставив ноги на капот. Царское место, но при преодолении водных препятствий, есть все шансы прилично вымокнуть. «Дорога» вскоре закончилась,  и мощная машина понеслась прямо через заросли карликовой березы, оставляя за собой след, как нож в масле. Ветер бил в лицо и,  сидя наверху, можно было представить себя низко летящей над тайгой птицей.  Так продолжалось еще с полчаса, когда наконец стала отчетливо видна цель их поездки — не очень  высокий горный хребет, простирающийся в этом месте с юга на север.

   Подкатив к подножью хребта, машина остановилась. Ее дорога закончилась. Дальше склон был усеян крупными камнями, лежавшими здесь еще с времён ледникового периода.

   Группа выгрузилась, а веселые геологи, хлопнув еще «по маленькой» и обдав всех солярной гарью, умчались назад. «Хорошие ребята»,- подумал Андрей.

Категория блога: