Заброска на Цыпу. (Продолжение байки)

Спиртом можно разжечь костер, можно продезинфицировать рану, можно применить его как болеутоляющее, как согревающее, как успокаивающе, как веселящее, а еще, во времена СССР, это была жидкая валюта. 

Продолжение байки про маршрут р.Цыпа — р.Витим. 
Бурятия, 1985 год.
После недельного сидения в поселке Багдарин, Бог все же смилостивился над нами, и в дыму от горящей тайги появился просвет. Метеослужба разрешила полеты, и вот мы, счастливые, оплатили два рейса биплана АН-2. Нас было, кажется, человек 16-ть, ну и шмотки: байдарки плюс катамаран. В один самолет мы не вмещались, да и в два - с трудом. На первом самолете летели двое наших и барахло, а на втором - остальные. Добрые и честные ребята-летуны на погрузке спросили, не очень ли тяжелые у нас рюкзаки. А мы — плохие мальчики, покривили душой и, с деланной легкостью бросая баулы в нутро самолета, весело сказали, что вес — фигня. И они поверили на слово, а зря. Сначала самолет с багажом пробежал почти всю взлетную полосу, подпрыгивая как курочка, убегающая от петушка, и, когда зрители следующего рейса уже думали, что перегруженный самолет не взлетит, биплан все же оторвался от земли уже на краю полосы и постепенно начал набирать высоту. Летчик повернулся к нам и с укоризной сказал: «Так сколько весят ваши мешки?»

   Самолет летел в дыму, и, казалось, нервно подрагивал крыльями. Только одному Богу было известно, как летчики находили дорогу в этом сером мареве. Неожиданно пилот заложил крен на правое крыло и, резко изменив курс, пошел на разворот.  Перед глазами мелькнул кусок горной стены.   Видимо, летчики  заметили ее в последний момент.  Четырехкрылая птица сделала круг, стараясь набрать высоту, и снова приблизилась к горному склону, но опять оказалась ниже перевала, теперь уже  открытого  для глаз порывом ветра, отодвинувшего дымную завесу.  Еще два круга понадобилось прекрасному, но древнему детищу советского авиастроения, чтобы набрать нужную высоту.   Самолет был явно перегружен.
И вот отяжелевший, но ведомый опытной рукой местного аса, биплан, чуть ли не касаясь колесами земли и натужно ревя,  ринулся в узкий коридор седловины перевала и, перескочив  через хребет, резко пошел вниз над более мелкими отрогами хребта. 
Слава советским авиаторам! 
Когда под нами оказалось взлетное поле поселка Уакит, самолет снизился и для начала сделал пару кругов, чтобы разогнать с посадочной полосы коров, а потом двинул на посадку. 
Пилот второго самолета, идущего позади и менее перегруженного, сделал еще веселее: он просто выключил двигатель, а потом снижался и садился чисто на планере. 
Крутые парни эти таёжные летчики.

Уакит был маленьким поселком. Мы тормознулись около единственного магазина и стали думать, как жить дальше. Пока мужики думали, девчонки, конечно, пошли в магазин, а потом стали выходить с трехлитровыми банками сока в руках. Оказалось, что он не пользуется здесь спросом, так как вокруг полно ягод, а по разнарядке советской плановой системы его все равно завозят. И девать его куда-то надо. Поэтому продавался сок по цене стеклотары, в которую был налит. Уж не помню, сколько в СССР стоила трехлитровая банка, но, думаю, не больше 10-15 копеек. Так что и сок был по этой цене. Халява! Как можно было пройти мимо?

До реки оставалось еще прилично, а дорог, конечно, не было. Нам был нужен вездеход. Поговорив с местными и узнав, где лагерь геологов, мы отрядили туда переговорщика. Переговорщиком был Миша К. (специально не называю его фамилию, вдруг застесняется, парень до сих пор по тайге регулярно лазает, камни собирает). Так вот, Миша был выбран в переговорщики, благодаря своим прекрасным свойствам характера. Он мог много выпить и при этом нормально соображать, долго поддерживать беседу и убедить оппонента в своей правоте, и вообще, очень располагал к себе людей при застолье. 
Мише были выданы две армейские фляжки с отличным медицинским спиртом, несколько пачек ленинградского Беломора (в те годы очень ценился), и  он ушел на задание. 
А через пару часов мы услышали сначала рев дизеля, а потом к нам подкатил гусеничный вездеход. Верхом на кабине сидел пьяный Миша, а на шее у него висела увесистая связка вяленых ленков (это такая рыба). Мы дали парням-геологам еще спирта, немного денег и начали грузиться.
И вот тут возникла проблема. Когда мы закинули наше барахло в крытый кузов вездехода, оказалось, что оно заняло весь объем, а нам садиться уже некуда. Тогда вмеру трезвый геолог сказал, чтобы мы садились сверху. Мы так и сделали. Я и еще двое парней оказались на крыше кабины, поставив ноги на капот. (Почему-то мы забыли поискать там ремни безопасности)))). Из кабины сразу высунулся водила и попросил меня расставить ноги, так как ему было плохо видно дорогу. Остальные расположились кто где мог, но поместились все, и вездеход тронулся в путь. Сначала мы ехали по грунтовке, то лесом, то  полями. Навстречу нам попадались местные жители на лошадях и с косами в руках, видимо, ехали с покоса, и  на них были накомарники. У нас же в ушах свистел ветер и насекомые нам пока были пофиг. Потом дорога кончилась и мы поехали по целине. В пути мы форсировали несколько узких речек. Вездеход бодро заныривал в них, а потом тихонько плыл, вероятно, за счет движения гусениц. Если берег был крутой, то он заныривал резко, и иногда волна перекатывалась через крышу. Кабина-то у него, видимо, была герметична, а вот мы, сидя на ней верхом, слегка подмокли. Потом кто-то сзади закричал: «Горю». Водитель резко остановился и выглянул из кабины. Оказалось, что горели кеды у Светки. В этой модели вездехода выхлопные трубы выходят на плоскости между кабиной и кузовом в виде отверстий под решеткой. Светка, по женскому незнанию, поставила на них ноги, и в процессе езды кеды загорелись. Мы быстро объяснили ей, чего не нужно делать, а водила нас обматерил и сказал, что больше останавливаться не будет, потому что нельзя здесь останавливаться. И правда, большая лужайка, на которой мы стояли, видимо была болотом, и вездеход быстро оседал вниз. С матами, ревом дизеля и нашими молитвами ему все же удалось выбраться из вязкого плена, и мы полетели дальше. 
У реки, мы быстро разгрузили вездеход, и попрощались с геологами. Они спешили добраться домой до темноты. Навигаторов тогда еще не изобрели и в тех диких местах можно было легко заплутать среди болот. 

И вот, когда вездеход ушел, все остановились, огляделись и поняли, почему местные возвращались с покоса в накомарниках. Но это уже новая история.

 

 

Категория блога: